Москва-река

Москва-река в XIII-XV веках (и, само собой, многочисленные притоки Москвы-реки) была местом, через которое проходили важные торговые и военные пути. Где была возможность, лёгкие суда шли по воде, а где не было, перетаскивали их волоком – на лыжах или катках.



Берега Москва-реки, в основном, мягкие, наносные, течение их подмывает и сносит грунт к центру, образуя отмели и перекаты. Случалось так, что баржу, севшую на мель, приходилось стаскивать силами двух сотен человек, да ещё и лошадей впрягать. А уж если баржу засасывало, шансов не было – просто продавали её на слом.
С другой стороны, в половодье Москва-река разливалась так, что для жителей города начиналось настоящее стихийное бедствие. Когда в 1783 году в очередной раз из-за наводнения «…обвалились три арки моста и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 руб...», было решено воплотить план строительного чиновника П.Н.Кожина и архитектора Н.Н.Леграна.



И к 1786 году у Кремля был построен водоотводный канал. В 1836-1837 годах для повышения судоходности Москвы-реки были построены Краснохолмский шлюз и Бабьегородская плотина. Сегодня о них напоминает только одно название Шлюзовая набережная Москвы-реки.
Строительство плотин на Москва-реке получило толчок с созданием «Товарищества Москворецкого туерного пароходства» в 1873 году. Туер – это пароход, который движется, цепляясь специальным механизмом за проложенную по дну цепь. На Москве-реке пароходство построило 6 плотин со шлюзами. Они позволили проводить суда с осадкой до 90 см и действовали до 1930-х годов без реконструкции. Строительство в 1934-1937 г. канала Москва-Волга им. Сталина (с 1947 г. – им. Москвы) не столько сделало Москву-реку более судоходной, сколько обеспечило город Москву питьевой и технической водой, ради чего он и строился.
Хорошо людям возвышенным, романтическим – они всё воспринимают с позиции «красиво – ещё красивее». Застало утро композитора М.П. Мусоргского на берегу Москва-реки, и у оперы «Хованщина» появилось красивое вступление «Рассвет на Москве-реке». Музыку с удовольствием слушают даже те, кто не представляет, где эта река Москва находится. А вот для живущих на берегу Москвы-реки (или, как говорят москвичи, на берегу Москва-реки) этот естественный водоём – не просто красивые пейзажи, а источник многих проблем и объект вечной борьбы за судоходство.



Сегодня уровень воды в Москве-реке регулируется Карамышевской и Нагатинской плотинами. Глубина Москвы-реки от 3 до 6 метров, а местами доходит до 14-15 метр
ов. Однако судоходство сегодня в основном пассажирское, грузы доставляются по железным и автомобильным дорогам.
Для самой реки это хорошо: по крайней мере, московским рыбакам есть смысл забрасывать удочки, а пассажирам прогулочных судов ничто не мешает любоваться уникальными мостами, построенными над Москвой-рекой и красивыми набережными Москвы-реки. Традиции совершать прогулки по Москве-реке в праздники и выходные уже почти 130 лет – первое внутригородское пароходство в Москве возникло в 1887 году.
От истока Москвы-реки (с. Поповка в Можайском районе) до того места, где сама Москва-река впадает в Оку, её воды пополняют более 40 малых рек. Тем не менее, 73% воды в ней – от талого снега и дождей. Сегодня это не самая чистая вода. А пролегание русла по многомиллионному городу и вовсе делает её воды малопригодными для купания. Однако москвичи с удовольствием отдыхают и на берегу Москвы-реки, в скверах и парках музыка и дым от мангалов в хорошую погоду – обычное дело. Да и купальщиков, несмотря на запреты, достаточно.
Дальнейшее развитие Москвы-реки, вероятно, пойдёт в направлении туристических и прогулочных маршрутов, но и её транспортная роль ещё не исчерпана. Например, к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году планируется наладить водное сообщение между спортивной ареной «Спартака» и «Лужниками». Архитекторы думают о дизайне гранитных или бетонных набережных, которые в черте Москвы ещё далеко не везде построены.

Если удастся решить экологический вопрос, наверное, возникнет необходимость в обустроенных внутригородских пляжах. Для этого на территории Москвы планируется строительство 53 очистных сооружений в дополнение к уже работающим. Вне города Москву-реку ожидает возрождение ранее обитавшей в ней живности. В частности, биологи пытаются вернуть в Москву-реку осетров, регулярно поддерживают поголовье щуки, леща и другой рыбы.


Общее направление развития рек в крупных городах мира сегодня – не просто защита от наводнений и использование их для судоходства, а гармония городских улиц, прибрежной и водной среды рек. Вполне возможно, что уже в недалёком будущем и реки города Москвы, и водоёмы других российских городов будут ассоциироваться в нашем сознании не с наводнениями и загрязнениями, а с музыкой, красивыми пейзажами и приятным отдыхом на доступном для горожанина кусочке настоящей природы. И то, что красиво само по себе, станет ещё красивее благодаря человеку.