Дом Румянцева на Хитровке
Дом Румянцева на Хитровке связан не только с криминальными хрониками Гиляровского.
Ещё в конце 17 столетия участок под домом Румянцева на Хитровке принадлежал ближайшему помощнику патриарха Московского, архиерею Крутицкого подворья (бывшему епископу Сарскому и Подонскому). Здесь, на дворе, второстепенном по отношению к основному, Крутицкому подворью, жили певчие. Ещё в 18 столетии этот двор назывался Малой Крутицкой певчей в память о представителях ведущего хора православной Москвы.
Владение архиерея было разделено на две части: подворье находилось непосредственно на углу Подколокольного и Петропавловского переулков, все постройки здесь были деревянными. Певчие проживали в двух каменных корпусах, стоявших к востоку от территории подворья. Часть одного из певческих корпусов сохранилась в основе строения 12/1 с.1 по Подколокольному переулку.
В конце 18 века, в связи с реформой секуляризации, певческая часть и подворье перешли во владение московского купца Данилы Липицкого (Липинского) “со товарищи” и были объединены. В скором времени постройки были отданы в аренду под устройство съезжего двора Мясницкой части. Угловая часть владения продолжала пустовать, именно там, в последствии возник дом Румянцева на Хитровке. При московском пожаре 1812 года съезжий двор сильно пострадал при пожаре: уже несколько лет спустя, он все ещё стоял неотделанным.
В 1822 году владельцем нескольких земельных участков по Подколокольному переулку, включая двор купца Липицкого, стал генерал-майор Николай Захарович Хитрово. Будучи человеком разносторонним, крайне деятельным, он осознавал важность благоустройства территории, находящейся в самом сердце города. С дозволения властей, на месте нескольких сгоревших построек, им была устроена площадь с торговыми рядами, которую он затем подарил городу.
Участок на углу Подколокольного и Петропавловского переулков, входивший во владение Николая Захаровича Хитрово, начал застраиваться в тот же период. До 1824 года был возведён восточный двухэтажный объем, вероятно, включивший в себя часть певческого корпуса конца 17 века. В новом здании находились предназначенные для сдачи внаём квартиры. В 1824 году к нему был пристроен западный угловой корпус: на первом этаже здесь расположились лавки, на более низком, втором - доходные квартиры. Со стороны двора к фасаду здания примкнула деревянная галерея на каменных столбах. Вся постройка получила довольно скромное, сдержанное оформление в стиле ампир.
В 1845 году угловой участок получил новых хозяев: ими стало семейство коллежского секретаря Сергея Григорьевича Румянцева. Уже в 1849 году лавки на первом этаже углового дома были ликвидированы, их место заняли доходные квартиры. Торговые помещения оставались лишь на углу здания: об их местонахождении до сих пор напоминают заложенные прямоугольные проёмы, очертания которых проглядывают на фасадах.
В 1867 году на месте деревянной галереи со стороны двора появилась новая, каменная. В 1872 году сын Сергея Григорьевича Румянцева, Сергей Сергеевич по проекту художника архитектуры И. Герасимова надстроил все здание верхним, третьим этажом. В это же время были окончательно упразднены последние торговые лавки в угловой части дома. Окончательно объем здания сложился в 1899 году, когда к восточному корпусу была сделана небольшая жилая пристройка по проекту архитектора И.И.Орлова.
В конце 19- начале 20 столетий за домом Румянцева закрепилась довольно сомнительная слава. На его верхних этажах расположились ночлежки и квартиры так называемых “странников”. Эти жильцы Румянцевского дома, профессиональные нищие, проявляли удивительные актёрские способности: под видом монахов и паломников, они посещали паперти московских храмов и дома добродушных замоскворецких купчих, выпрашивая, порой немалые подаяния. В качестве благодарности за помощь “странники” могли предложить чудом обретённые реликвии: и кусочек лестницы праотца Иакова, чеку от колесницы Ильи-пророка, и даже щепочку от Гроба Господня.
Кроме того, в местной ночлежке порой скрывались и более бескомпромиссные любители чужого добра: в книге “Москва и москвичи” Владимира Гиляровского описан случай возвращения летнего пальто актёра Василия Григорьева, украденного и спрятанного обитателями “румянцевской” ночлежки. Нижние помещения дома Румянцева на Хитровке сдавались внаём: в 1913 году здесь располагались магазины, харчевни и “ночная чайная”. Из этих заведений наиболее известными оставались два трактира: “Пересыльный”, где собирались “странники” и барышники “средней руки”, а также “Сибирь”, где любили проводить время скупщики краденного, представители воровского мира и картёжники.
Здание приносило владельцу немалый доход, однако доставляло городским властям огромные хлопоты и до, и после революции. В 1920-х годах, после упразднения рынка, ночлежки и трактиры Румянцевского дома были ликвидированы. С 1980-х здесь разместилось строительное объединение метрополитена. Верхние этажи заняты кабинетами СМУ-161, внизу же располагается столовая при управлении. О прошлом Румянцевского дома сегодня напоминают подвалы в западной части здания: здесь частично сохранились коробовые своды на арках с опорой на квадратные в плане столбы. На первом этаже остались арочные пролёты бывших лавок, а внутри галереи со стороны двора - своды, устроенные по легендарной системе “Монье”.
Сегодня в окрестностях Хитровской площади, Подколокольного и Петропавловского переулков царит мир и спокойствие. Здесь, в низких проездных арках и милых окошках квартир с котами на форточках, прячется образ патриархальной Москвы. Однако, благодаря журналисту и исследователю Владимиру Гиляровскому, многие горожане ещё со школьной скамьи знают: Хитровка - место опасное